Жан Бодрийяр: «Общество потребления»

Жан Бодрийяр написал свою философскую книгу «Общество потребления» ещё в 70е годы 20 века. Именно тогда начало меняться отношение людей к вещам, к телу, к морали.

Жан Бодрийяр: "Общество потребления".

Общество потребления

Конечно, человек постоянно меняется, он не может всё время думать или делать что-то по одному шаблону, ведь меняется всё – и мир вокруг, и способ подачи информации, и способ её получения.

Шаблоны присутствуют повсюду в нашем мире. Мы даже не замечаем, как начинаем действовать так, как нам «приказали». Это, скорее, даже не приказ, а манипуляция сознанием.

  • Если кто-нибудь скажет вам, что он сам что-то решил в плане одежды, музыки, фильмов и так далее, можете слать его куда подальше. Всё в этом мире чем-то или кем-то нам навязано. Подумайте сами. В детстве нам читают какие-то сказки, говоря, что именно так нужно делать, а не иначе. Показывают мультики, говоря, что Том плохой, потому что большой и пытается схватить и съесть мышь, а Джерри – хороший, ведь он маленький. Включают ту или иную музыку. Потом мы видим рекламу, расхваливающую товары и какие-то услуги. Кто-то говорит, что короткие волосы у девочки – это не круто, а она берет и стрижётся, тоже своего рода обратная психология. Об этом можно говорить бесконечно.

Вернемся к Бодрийяру

Он говорит о манипуляции сознанием людей при помощи телевидения. Именно благодаря этому чуду техники получается внушить людям те или иные мысли, образы, то, что выгодно управляющим верхушкам.

Автор приводит интересный пример, наглядно показывающий, как действует навязывание образов. Об этом он пишет в главе «Чудотворный статус потребления». Бодрийяр говорит о меланезийцах, которые часто видели над собой пролетающий мимо самолет. Он никогда не спускался на землю, но после его полетов у белых людей появлялись всевозможные блага – еда, вода, одежда и так далее. В какой-то момент они связали эти два факта и решили, что это какое-то чудо и происходит оно именно благодаря летающей птице. Тогда они сложили из веток и лиан подобие самолета. Таким образом они хотели обрести все те блага, которых у них не было.

Мы потребляем информацию из СМИ, у нас складывается некое понятие о чуде или идеале, мы думаем, что если приобретем конкретный товар, то станем такими же счастливыми, как и люди из рекламы. И у многих это получается уже не из собственных побуждений, а из-за сложившейся у нас в голове модели поведения.

  • Я должен сделать именно так, а не иначе. Почему? Непонятно.
  • Если я куплю эту кофту, то мне станет веселее. Почему? Непонятно.

И раньше, во время написания книги, и сейчас, в современном обществе, люди всё ещё верят в чудо. И речь даже не о религиозной составляющей. Речь обо всем. Автор приводит термин «магическая мысль». Не зря люди, даже совсем отчаявшись, где-то в глубине души надеяться на лучший исход. Это касается и потребления.

Если сравнивать нас, современных людей, с меланезийцами, то можно сказать, что образ мышления никак не изменился. Мы всё также ждем чуда, не оценивая весь тот процесс, который стоит за производством того или иного товара. Для нас главное – то, что мы получим от этого.

  • Но почему же людьми так легко управлять? Почему мы всё время на всё ведемся?

  • Обезличенность. Каждый из нас стремится следовать моде, хочет выглядеть лучше всех, использовать последний айфон, быть лучшим из одинаковых. Часто наши чувства превалируют над разумом. Бывает, что мы не успеваем оценить, а надо ли нам то, что показывают на экранах или это просто сиюминутный импульс.
  • Пониженное критическое мышление. Сейчас нам дают более общие установки, которые касаются культуры и тем самым мы забываем о том, что важно индивиду отдельно.

Несколько отдельных глав в «Обществе потребления» посвящено телу как товару

И действительно, к примеру, тело становится «лицом» товара, даже если никак не относится к нему. Культ тела раскрылся нам после эры закрытости, люди начали думать о сексуальности, демонстрировать её различными способами, тело начали продавать и покупать. Если ты недостаточно накачан – ты плохой, если у тебя небольшой жирок – ты плохо стараешься и так далее.

Уже в 70х годах был диетический и терапевтический культ. Люди стремились к идеальности, которую им навязали. По сути, тело стало показателем красоты и чего-то прекрасного. Над ним нужно постоянно работать, усовершенствовать и тогда мы получим какой-то результат. Но только какой? Об этом так никто и не рассказал. И сейчас так ничего и не изменилось, а даже в некоторой степени усугубилось. Красивый или ухоженный человек, точнее, такая его оболочка, ассоциируется в массовом сознании со здоровьем, с успешностью. Но это может быть совсем не так.

Нельзя полностью описать такую книгу. К тому же, у вас могут возникнуть совершенно другие мысли во время прочтения. Это не всё, о чем говорится в ней, она намного многогранней и сложней.

Оцените статью, нам важно Ваше мнение:
( Пока оценок нет )
psy-fl.ru
Добавить комментарии

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Жан Бодрийяр: «Общество потребления»
«Вдовиченкова должно быть больше»: честная рецензия на фильм «Батя»
Adblock
detector