Ждать и Брать

Геннадий Малейчук,  Психолог, гештальт-терапевт

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай еще страницу”.
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

В. Берестов

 

 Если вы возьмёте все деньги мира и разделите их поровну между всеми, то вскоре они опять окажутся в тех же самых карманах, в которых были до этого.

Джим Рон

Меня всегда интересовал этот феномен про отношения с деньгами, вынесенный в эпиграф. И деньги это лишь один из примеров того, как люди выстраивают свою жизнь и устраиваются в жизни. А делают они это очень по-разному: кто-кто живет в прекрасном особняке с видом на море, а кто-то в однокомнатной квартире с видом на мусорку…

Вы скажете, что это везение, судьба, стечение обстоятельств и т. д и т. п. Я позволю себе не согласиться с вами. Для меня очевидно, что все же основная причина разного качества жизни – не все эти вышеперечисленные обстоятельства, а какие-то свойства личности, благодаря которым появляется эта способность – притягивать деньги, добиваться успеха, реализовать себя и в целом устраивать свою жизнь под себя.

Этот феномен я регулярно наблюдаю и в своей психотерапевтической практике:

В работе с клиентами для меня отчетливо заметны две их позиции по отношению к жизни. Я называю эти позиции: Ждать и Брать.

Клиенты с позицией Ждать:

  • строят пассивные отношения со своей жизнью. Они предпочитают рассчитывать в жизни на других, ожидая, что им кто-то что-то даст. Эта жизненная позиция чревата неизбежными разочарованиями: Если и дадут, то не так. Если так, то не то. Если то, то не столько. Если столько, то не тогда, когда нужно. Если когда нужно, то не то…
  • Список “если” здесь можно продолжать до бесконечности.
  • Кроме разочарований в такой позиции неизбежно присутствует обида – на других недостаточно чутких, внимательных, понимающих, догадливых, эмпатичных, заботливых и т. д.
  • Люди с позицией Ждать, как правило, и манипулятивно строят отношения с другими. Свои желания они обозначают неясно, с ожиданием, что другой человек (если он действительно любит!) должен обязательно догадаться чего, сколько, как и когда нужно дать. Если же возникают сбои в этом непростом квесте (что неизбежно), то это всегда повод усомниться в истинности любви близкого человека.
  • Они часто и сами-то не очень хорошо понимают, чего они хотят, что любят, что могут. Их образ себя зачастую диффузен и противоречив.
  • Ждать с одной стороны удобно. Это значит не делать выбор, и что важно – не брать за него ответственность. С другой стороны – если ты не делаешь выбора, то лишаешь себя возможности выбирать. И тогда тебе ничего больше не остается, как ждать, что кто-то за тебя будет это делать и тогда к этому другому появляется много ожиданий, требований и претензий. А это неизбежно приводит к зависимости от него и бессилию перед собственной жизнью.

Клиенты с позицией Брать

  • строят активные отношения со своей жизнью. Они, как правило, хорошо знают себя – свои желания-возможности-способности. Они попробовали когда-то в жизни что-то взять сами и оценили такую возможность. Они ценят возможность выбирать, умеют и любят это делать. Они понимают, что лучше, чем ты сам, никто за тебя тебе не выберет. Они научились рассчитывать на себя и считают, что ответственность – это соизмеримая плата за возможность выбирать. Они выстраивают творческие, диалогические отношения с другими и в целом со своей жизнью.
  • Для меня очень важны различия между двумя описанными выше людьми. Они, на мой взгляд, наглядно представляют два разных субъективных мира – мир ребенка и мир взрослого и наглядно показывают направление пути взросления и терапии как проекта по взрослению. Нередко за жалобами, симптомами, выносимыми клиентами в терапии, я вижу более глубокую проблему – проблему непройденного пути взросления, неудавшейся попытки переключиться с режима Ждать на режим Брать.
  • Это отнюдь не означает, что во взрослой жизни позиция Брать полностью вытесняет позицию Ждать. Взросление неизбежно и органично включает в себя все предыдущие навыки и достижения. Взросление – это актуализация, открытие новых возможностей к уже имеющимся до этого. Как, впрочем, и в целом развитие – не отрицает предыдущих новообразований, а настраивается над ними. Взрослый человек – тот, который может и Ждать и Брать в зависимости от ситуации.

Как происходит трансформация идентичности от позиции Ждать к позиции Брать?

  • Вопрос этот весьма непростой, и ответ на него кроется в жизненном опыте человека, в определенных условиях, специфических отношениях его близких, которые способствуют либо препятствуют этому чудесному преобразованию. Я сошлюсь на некоторые примеры, описывающие феномен такого преобразования.
  • Мне очень нравится монолог Абдулы из фильма “Белое солнце пустыни”. Я его часто цитирую.

– Мой отец перед смертью сказал: “Абдула, я прожил жизнь бедняком и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня”. Я долго ждал, а потом Бог сказал: “Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный”.

На мой взгляд, в этой небольшом тексте отражен глубокий процесс трансформации идентичности человека от установки Ждать к установке Брать (в тексте – возьми).

Это уже два совершенно разных человека – два разных Абдулы. Между ними пропасть. Один пассивный, ведомый страхом, неспособный на выбор, поступки, готовый только ждать, второй – смелый и ответственный, сам берущий то, что хочет.

К сожалению, на этом примере мы не можем проследить динамику процесса трансформации идентичности героя, те события-переживания, которые его мотивировали, сопровождали и поддерживали. Мы не знаем, что произошло в этот период в жизни Абдулы. Какие события запустили в нем процесс трансформации идентичности. Как ему удалось это сделать. Остается только фантазировать.

  • Еще один пример такой трансформации я обнаружил в рассказе Э. Хемингуэя “Недолгое счастье мистера Макомбера”. Вот этот кусочек текста:

Но сейчас этот Макомбер ему нравится. Чудак, право, чудак. И наставлять себе рога он, наверно, тоже больше не даст. Бедняга, наверно, боялся всю жизнь.

Неизвестно, с чего это началось. Но теперь кончено. Буйвола он не успел испугаться. К тому же был зол …Теперь его не удержишь …Страха больше нет, точно его вырезали. Вместо него есть что-то новое. Самое важное в мужчине. То, что делает его мужчиной. И женщины это чувствуют. Нет больше страха.

Лицо Макомбера сияло.

– Право же, во мне что-то изменилось, – сказал он. – Я чувствую себя совершенно другим человеком.

– Знаете, теперь я, наверно, никогда больше ничего не испугаюсь, – сказал Макомбер Уилсону. – Что-то во мне произошло, когда мы увидели буйволов и погнались за ними. Точно плотина прорвалась. Огромное наслаждение.

Хеменгуэй описывает трансформацию идентичности ранее трусливого и зависимого от жены мистера Макомбера – главного героя рассказа – через совершение им поступка, позволяющего встретиться со своим страхом. Ему удалось не испугаться во время охоты на буйволов и преодолеть свой страх и измениться – стать другим человеком.

Я солидарен с Хемингуэем. По моему опыту, основным препятствием, не позволяющим человеку прорваться на “уровень Брать”, является страх. Страх, удерживающий от выбора чего-то нового, страх изменения, страх, заставляющий человека отказываться от творчества – этого неоспоримого критерия жизни – и снова и снова “рисовать старую, привычную картинку себя и старую, привычную картинку мира”. Страх, обычно так красиво рационально маскируемый человеком с установкой Ждать под стабильность. Но, как красиво выразился профессор Д. Леонтьев: “Максимум порядка на кладбище. Порядок и стабильность – это главная мантра некрофилов”.

Как преодолеть страх? Как позволить себе быть? Как разрешить себе брать то, что ты хочешь? Все эти вопросы лишь производные одного главного вопроса: как прожить свою жизнь. Для ответа на него объема данной статьи будет точно недостаточно. К тому же, каждый раз этот вопрос будет “утыкаться” в конкретную историю жизни конкретного человека и тогда ответ на этот вопрос каждый раз нужно будет искать заново. И с каждым человеком нужно найти тот барьер, который удерживает его в “ловушке стабильности”. Что, собственно, и происходит в терапии.

Можно лишь наметить основные стратегические линии работы. Они, на мой взгляд, следующие:

Встретиться со страхом “лицом к лицу”. Признать его. Честно сказать себе: “Я боюсь”. Боюсь рисковать, менять что-то в своей жизни, выбирать себя, быть искренним, жить так как я хочу… просто Жить! Перестать прикрываться разными “занавесками”: идеей стабильности, жизненными обстоятельствами, ответственностью за жизнь других и пр. Признаться себе, что не нужно прикрываться ответственностью за других, и спасать их, а самое время спасать себя. Принять ответственность за свою жизнь.

Иногда хорошим исцеляющим условием для преодоления страха изменения является возможность встретиться с другим страхом гораздо более сильным – экзистенциальным: страхом психологически не родиться, страхом прожить не свою жизнь, страхом не жить, а доживать оставшееся время жизни. Встретиться и испугаться этого, и рискнуть преодолеть страх потерять то, что у тебя сейчас есть, и такого себя, какой ты сейчас есть, попробовать что-то изменить в своей жизни.

Понять, что все, за что ты так упорно держался, – “шелуха”, “занавесочки на окнах”, “заставка на экране”. Потому что теряя все это, ты приобретаешь подлинного себя и свою жизнь. Приобретаешь возможность делать свою жизнь, творчески преобразуя возможности мира под себя!

Любите себя, а остальные подтянутся

Оцените статью, нам важно Ваше мнение:
( Пока оценок нет )
psy-fl.ru
Ждать и Брать
Что такое ТП бинго?
Adblock
detector