Капризы чиновников и принципиальный отказ Смоктуновского: как Рязанов создавал фильм «Берегись автомобиля»

Капризы чиновников и принципиальный отказ Смоктуновского: как Рязанов создавал фильм «Берегись автомобиля»

Фильм «Берегись автомобиля» стал первым опытом сотрудничества режиссера Эльдара Рязанова и сценариста Эмиля Брагинского. В основу легла легенда о человеке, который угонял автомобили у расхитителей социалистической собственности, продавал их, а деньги переводил детским домам. Авторы сценария Рязанов и Брагинский, узнав, что реального прототипа у этой истории не существует (его искали даже через газеты), отчаиваться не стали, и все равно решили создать народного героя и фильм про него.

Как Рязанов создавал фильм «Берегись автомобиля»

Однако эту идею не одобрили в Госкино, где авторов сценария попросили переписать сценарий – вместо эпизодов с кражей машин Юрий Деточкин должен был просто обращаться в ОБХСС. Этим бы он показал пример другим, а также не нарушил бы закон.

Капризы чиновников и принципиальный отказ Смоктуновского: как Рязанов создавал фильм «Берегись автомобиля»

Эльдар Александрович и Эмиль Вениаминович не стали сдаваться и уговорили редакторов оставить первоначальную затею. Однако председатель Госкино Алексей Романов не согласился с таким вариантом сценария, логично предположив, что посмотрев фильм Рязанова, зрители могут взять на заметку эту историю, после чего кто-нибудь займется угоном автомобилей. То есть, по сути, начнет вершить самосуд. Съемки снова отложили.

Тогда авторы сценария переписали рукопись в формате повести и опубликовали ее в 1964 году в журнале «Молодая гвардия». Рязанов в это время снимает фильм «Дайте жалобную книгу», после чего руководство партии решило разрешить режиссеру снять историю про Юрия Деточкина.

В главной роли Эльдар Рязанова видел исключительно Иннокентия Смоктуновского, но актер не мог вкроить время – он играл Гамлета, поэтому отказался. Когда фильм окончательно разрешили снимать, режиссер пробовал на роль Деточкина Юрия Никулина, а на роль следователя максима Подберезовикова – Юрия Яковлева.

Никулину его герой не понравился, так как образ ему показался слишком упрощенным, а потому не интересным. Более того, вскоре у Юрия Владимировича наметились гастроли с цирком, и он отказался от роли.

Потом на главную роль в фильме «Берегись автомобиля» один за другим пробовались Леонид Куравлев, Александр Белявский, Леонид Быков, Василий Лановой и Михаил Державин. Рязанову понравился Куравлев, но актер был слишком серьезен для этой роли, считал режиссер и отказал Леониду Вячеславовичу.

Эльдар Александрович почти отчаялся, и даже предложил роль Олегу Ефремову, который должен был играть Подберезовикова, но актер отказался.

И тогда режиссер вновь обратился к Иннокентию Михайловичу, но тот снова отказал. Дело в том, что Смоктуновский играл в театре и кино по системе Станиславского, полностью погружаясь в роль на несколько месяцев. Это требовало много сил и здоровья. Актер периодически болел и отдыхал после каждой новой роли.

Также против кандидатуры Смоктуновского выступил министр кинематографии, заявивший, что актер играет Ленина в фильме 1965 года «На одной планете». Тут Ленин, а тут – вор. Не бывать этому! – заявил чиновник.

Немало времени понадобилось Рязанову, чтобы убедить чиновника в том, что Деточкин – персонаж положительный, к тому же актер играл Ленина в гриме, никаких ассоциаций у зрителя не возникнет. Чтобы убедить актера взяться за роль, режиссер сначала ездил к нему в Ленинград, а потом на дачу под северной столицей.

В первый раз Иннокентий Михайлович принципиально отказался браться за роль – здоровье дороже, да и хватало работы у актера. Уговорить удалось со второго раза. После этого наконец-то приступили к съемкам фильма…

Оцените статью, нам важно Ваше мнение:
( Пока оценок нет )
psy-fl.ru
Капризы чиновников и принципиальный отказ Смоктуновского: как Рязанов создавал фильм «Берегись автомобиля»
Одна девочка потеряла всякую совесть, страх, а потом и последний стыд
Adblock
detector